Training and evaluation

Zarubezhneft JSC’s training system is designed to ensure not only an increase in the required employees’ level of professional and technical competences, but also the fulfillment of mandatory state requirements for the level of training of oil and gas industry personnel in the field of industrial safety, occupational safety and corruption control. The Company uses the full range of modern types, forms and methods of training. The training is conducted based on the best Russian and foreign organizations, as well as corporate training centers for retraining programs. The company applies long-term and short-term training and business education (special training programs, skills training). Employees are given an opportunity of full-time, correspondence and distance learning, including specialized courses based on the WebTutor automated system.

The Company provides the following training areas:

  • corporate training in management and professional training programs as per the priority goals and objectives, aimed at developing corporate, managerial and professional competencies;
  • professional and technical education aimed at developing the knowledge, abilities and skills required for the performance of functions;
  • compulsory education conducted as per the requirements of state bodies and the laws of the Russian Federation, supported by relevant documents.
Ratio of training programs at Zarubezhneft Group of Companies, %

As part of the implementation of Zarubezhneft JSC’s Development Strategy, the following became the key areas of personnel training and development in the reporting year:

  • implementation of individual training programs aimed at improving the professional level as per current and strategic objectives, varied legislation requirements;
  • joint implementation of the learning process with the leading universities of the Russian Federation and foreign universities for training specialists in the areas that are highly-demanded at the Company;
  • implementation of the corporate program for the training and development of high-potential employees, aimed at improving knowledge in the field of developing the managerial potential;
  • implementation of a corporate training program for the production system and lean manufacturing – Lean Six Sigma;
  • implementation of a corporate English language program;
  • implementation of corporate training and development programs for key technical specialists of the Group of Companies.

For the planning and implementation of corporate training, a single menu of corporate programs for top managers, middle managers and specialists, the employee pool and young specialists has been formed and is being applied, which includes programs of strategic management, managerial and technical programs, as well as remote teaching and English language teaching.

The priority direction of the employee training system is the development of key vocational and technical competences in the field of geology, development, drilling, oil and gas production and project management.

Occupational and technical training is carried out based on the in-house Petroleum Engineering School. Both external and in-house lecturers of the Zarubezhneft Group of Companies have been engaged as part of the Petroleum Engineering School. The in-house lecturers managed to develop and carry out three new training courses in 2018:

  • “Flooding and optimization of development systems”;
  • “Reef complexes”;
  • “Fundamentals of thermal methods”.

In 2018, the Oil Engineering School managed to train a total of 196 people, including employees of the Corporate Center, the subsidiaries and Vietsovpetro Joint Venture; the corporate knowledge base is filled with the previous course materials on an ongoing basis.

Training on project competencies development is conducted at the in-house Project Management School based on the Gubkin Oil and Gas Russian State University – International Business School on the educational program of further vocational education – Master of Business Administration (MBA), Management of Oil and Gas Business. Project Management.

The Project Management School collaborated with the university to develop a training program taking into account the current and future tasks of the Company’s business, including the requirements of strategic projects. Between 2017 and 2018, 18 people graduated from the Project Management School, including the employees of the Corporate Center and Subsidiaries. For the implementation of training programs, both external and internal lecturers were involved. Following the presentation results, all students received state diplomas of the MBA degree.

Zarubezhneft JSC pays special attention to the development of talented and purposeful specialists with high professional and managerial competencies, and attracts them to work on new and current projects of the Company. The winners of the Nestro Lead Competition, the first open competition for employees of the Zarubezhneft Group of Companies that was the start of a common corporate personnel development program, were directed to the training on the comprehensive program “Modern Leader in International Environment” under the Gubkin Oil and Gas Russian State University – International Business School and the Skolkovo Moscow School of Management; an international internship is also provided for under the development agenda for the winners.

The goal of the training and development programs for the winners and finalists of Nestro Lead is to form an efficient and solid team for handling foreign assets, taking into account the Company’s strategic interests, to assess and develop the personal potential of each team member, as well as to improve communication skills in the international environment.

Under the training program for the competition finalists, unique developmental trainings based on the Efficient Leader program have been developed under the Leadership and Management Capacity Development School.

In addition, the winners and finalists of the competition take remote courses on improving personal effectiveness in the WebTutor Training Portal, as well as vocational training at various advanced training centers in Russia.

A training portal that includes all types of training implemented within the Company was developed for the professional and personal development of the employees. A process for the online placement of applications for training was developed for the expedite planning of the employees’ training, which has allowed to cut the labor costs for the development and analysis of the proposals for training events submitted by the employees.

Dynamics of the headcount of employees under training, persons
Training structure Actual
2016 2017 2018
Corporate training 202 395 414
Professional and technical training 86 131 119
Mandatory training 26 66 157
TOTAL 314 592 690
Training costs structure, RUB thousa

Training of experts at the Project Management School

Training for the development of project competencies is conducted under the in-house Project Management School based on the Gubkin Oil and Gas Russian State University – International Business School on the educational program of further vocational education – Master of Business Administration (MBA). Oil and Gas Business Management. Project Management.

The Project Management School collaborated with the university to develop a training program taking into account the current and future tasks of the Company’s business, including the requirements of strategic projects. Between 2017 and 2018, 18 people graduated from the Project Management School, including the employees of the Corporate Center and Subsidiaries. For the implementation of training programs, both external and internal lecturers were involved. Following the presentation results, all students received state diplomas of the MBA degree.

Personnel evaluation

As per its Personnel Policy, the Company’s evaluation system comprises a flexible, transparent staff performance management system aimed at the timely, high-quality achievement of strategic objectives.

Zarubezhneft JSC has implemented and operated a transparent system of annual personnel assessment based on uniform requirements for performance assessment and professional development of personnel for objective financial and non-financial remuneration as per the degree of the employees’ involvement in achieving the strategic objectives of the Group of Companies.

The Company conducts annual personnel assessment on a regular basis, which allows evaluating personnel performance indicators systematically and objectively, identifying high-potential employees, stimulating the identified employees for positive work results and high professionalism, as well as determining the directions for both the professional and personal development of the employees.

Based on the annual assessment results, employees are provided with detailed and reasonable information on their performance and competencies development level over the past year. Proposals are made and a decision is adopted on the upward mobility of the employee’s professional status, changing the grade / shifting the position and the transfer of an employee to a senior position, including to the employee personnel reserve. Priorities in the development of the employee’s key competencies and individual targets for the next year are also identified.

The Company implements external assessment measures, such as the Assessment Center, evaluation by the 180/360 degree method, as well as various types of testing to identify its employees’ level of development of professional knowledge and skills, business and personal qualities, as well as verbal and numerical abilities.

In the reporting year, as part of the annual employee assessment, an additional survey of managers and supervisors was carried out using the 360-degree method to map out the current situation regarding compliance with the principles of corporate interaction as well as further development of an action plan for the development and promotion of these principles.

To implement a uniform personnel policy in the area of personnel evaluation, assessment activities are carried out throughout the Zarubezhneft Group of Companies.

The Company strives to keep up with current trends and apply the modern automated HR-technologies. The tools for the assessment, training and development of employees are automated and developed within one system and unified logic using the WebTutor software. Owing to the introduction of the WebTutor system, the labor costs and time for the preparation and performance of assessment procedures and analysis of the results have been significantly reduced, as well as the number of employees trained in the Company increases, owing to the remote training courses. In the reporting year, this system was integrated almost in all subsidiaries of the Company, and it allows implementing assessment procedures online and arrange remote training.

Professional standards integration

In 2018, the Company continued to implement the Professional Standard Introduction Plan approved as per Decree of the Government of the Russian Federation No. 584 dated June 27, 2016 and Directives of the Government of the Russian Federation No. 5119п-П13 dated July 14, 2016.

All planned targets for 2018 were achieved:

  • a list of applicable professional standards was defined;
  • information about professional education and training of employees obtained from analysis of qualification requirements specified in professional standards was included in the employee training plans;
  • changes were introduced to the Company’s local regulations,
  • and a list of documents subject to change as per the applicable professional standards was prepared.

Zarubezhneft JSC is a member of the Council for Workforce Skills in Oil and Gas Industry, which was formed by the Resolution of the National Council on Vocational Qualifications under the President of the Russian Federation on March 27, 2015 to form and support the workforce skills system in the oil and gas industry.

The Zarubezhneft JSC Corporate Center has started introducing professional standards at the Company’s subsidiaries.

By the end of 2018, 99 professional standards were introduced within the Group, and their requirements are mandatory in terms of the description of positions, trades or qualification requirements and are used in the Group as per the employers’ decisions. Eighteen of the introduced standards are for the production, refining, transportation of oil and gas.

Employment for positions (trades, qualifications), which imply compensations, benefits or restrictions specified in the Labor Code of the Russian Federation or other federal legislation, includes application of Zarubezhneft’s professional standards.

The qualification characteristics contained in the professional standards and are not established to be mandatory are applied within the Group of Companies as a basis for defining the requirements to the employees’ qualification with consideration of the labor functions they are to perform determined as per the applied technologies and the adopted production and labor arrangement.

Nature

Обучение и оценка

Система обучения и развития работников Компании призвана обеспечить не только повышение требуемого уровня профессионально-технической компетентности работников, но и выполнение обязательных государственных требований к уровню подготовки персонала нефтегазового комплекса в области промышленной безопасности, охраны труда на производстве, противодействия коррупции и мошенничеству.

В Компании применяются все современные виды, формы и методы обучения, которые проводятся на базе лучших российских и зарубежных организаций, корпоративных учебных центров, осуществляющих образовательную деятельность по различным программам повышения квалификации и переподготовки. При реализации процесса обучения применяются такие виды обучения, как долгосрочное и краткосрочное обучение, очное и дистанционное обучение, в том числе по специализированным курсам на базе автоматизированной системы WebTutor.

В Компании предусмотрены следующие направления обучения:

  • корпоративное обучение по управленческим и профессиональным программам обучения в соответствии с приоритетными целями и задачами, направленное на развитие у работников корпоративных, управленческих и профессиональных компетенций;
  • профессионально-техническое обучение, направленное на развитие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей;
  • обязательное обучение, проводимое в соответствии с требованиями государственных органов и законодательства Российской Федерации, подтверждаемое соответствующими документами.
Соотношение программ обучения по Группе компаний АО «Зарубежнефть», %

В рамках реализации Стратегии развития АО «Зарубежнефть» ключевыми направлениями обучения и развития персонала в отчетном году стали:

  • реализация индивидуальных программ обучения, направленных на повышение профессионального уровня в соответствии с текущими и стратегическими задачами и изменяющимися требованиями законодательства;
  • совместная реализация с ведущими вузами Российской Федерации и зарубежными вузами процесса обучения для подготовки специалистов по наиболее востребованным в Компании направлениям;
  • реализация корпоративной программы обучения и развития высокопотенциальных работников, направленная на совершенствование знаний в области развития управленческого потенциала;
  • реализация корпоративной программы обучения по производственной системе и бережливому производству Lean Six Sigma;
  • реализация корпоративной программы обучения английскому языку;
  • реализация корпоративных программ обучения и развития ключевых технических специалистов Группы компаний АО «Зарубежнефть».

Для планирования и реализации корпоративного обучения сформировано и используется единое меню корпоративных программ для руководителей высшего, среднего звена и специалистов, кадрового резерва и молодых специалистов, которое включает в себя программы стратегического управления, управленческого смежного, технического, дистанционного обучения и обучения английскому языку.

Приоритетным направлением системы обучения работников является развитие ключевых профессионально-технических компетенций в области геологии, разработки, бурения, добычи нефти и газа и управления проектами.

Профессионально-техническое обучение проводится на базе внутренней Школы нефтяного инжиниринга. В рамках Школы нефтяного инжиниринга привлекались как внешние, так и внутренние лекторы Группы компаний АО «Зарубежнефть». В 2018 году разработаны и проведены внутренними лекторами три новых курса обучения:

  • «Заводнение и оптимизация систем разработки»;
  • «Рифовые комплексы»;
  • «Основы тепловых методов».

В рамках Школы нефтяного инжиниринга в 2018 году прошли обучение 196 человек, в обучении приняли участие работники Корпоративного центра, дочерних обществ и СП «Вьетсовпетро». На постоянной основе осуществляется наполнение корпоративной базы знаний материалами прошедших курсов.

Обучение по развитию проектных компетенций проводится в рамках внутренней Школы проектного управления на базе Международной школы бизнеса РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина по образовательной программе дополнительного (к высшему) профессионального образования «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» «Управление нефтегазовым бизнесом. Управление проектами».

В рамках Школы проектного управления в 2018 году совместно с вузом разработана программа обучения с учетом текущих и перспективных задач бизнеса Компании, в том числе потребностей стратегических проектов. За период 2017–2018 годов на базе Школы проектного управления обучено 18 человек, включая работников Корпоративного центра и дочерних обществ. Для реализации программ обучения привлекались не только внешние лекторы, но и внутренние. По итогам защит все слушатели получили государственные дипломы степени МВА.

АО «Зарубежнефть» особое внимание уделяет развитию талантливых и целеустремленных специалистов, обладающих высокими профессиональными и управленческими компетенциями, и привлекает их к работе на новых и действующих проектах Компании. Победители конкурса Nestro Lead – первого открытого конкурса для работников Группы компаний АО «Зарубежнефть», который стал стартом общей корпоративной программы развития персонала, направлены на обучение по комплексной программе «Современный лидер в международной среде» на базе Международной школы бизнеса РГУ им. И. М. Губкина и Московской школы управления «Сколково», также в программе развития победителей предусмотрена международная стажировка.

Цель программ обучения и развития победителей и финалистов Nestro Lead – формирование эффективной и сплоченной команды для работы на зарубежных активах с учетом стратегических интересов Компании, оценка и развитие личностного потенциала каждого участника команды, а также совершенствование коммуникационных навыков в международной среде.

В рамках реализации программы обучения финалистов конкурса на базе Школы развития лидерства и управленческого потенциала разработаны уникальные развивающие тренинги по программе «Эффективный руководитель».

Дополнительно победители и финалисты конкурса на учебном портале WebTutor проходят дистанционные курсы по совершенствованию личной эффективности и профессиональное обучение в различных передовых учебных центрах России.

В целях профессионального и личностного развития работников разработан учебный портал, включающий в себя все виды обучения,

реализуемые в Компании. Для оперативного планирования обучения работников внедрен процесс размещения заявок на обучение в онлайн-режиме, что позволило снизить трудозатраты на формирование и анализ представленных работниками предложений по организации обучающих мероприятий.

Динамика численности обучающихся, человек
Структура обучения Факт
2016 2017 2018
Корпоративное обучение 202 395 414
Профессионально-техническое обучение 86 131 119
Обязательное обучение 26 66 157
Итого 314 592 690
Структура расходов на обучение, тыс. руб.

Оценка персонала

В соответствии с кадровой политикой Компании, система оценки является гибкой, прозрачной системой управления эффективностью деятельности работников, направленной на своевременное, качественное достижение стратегических задач.

В АО «Зарубежнефть» внедрена и действует прозрачная система ежегодной оценки персонала на основе единых требований к оценке результативности и профессионального развития персонала для объективного материального и нематериального вознаграждения в соответствии со степенью вовлеченности работников в достижение стратегических задач Группы компаний АО «Зарубежнефть».

В Компании на постоянной основе проводится ежегодная оценка персонала, которая позволяет системно и объективно оценивать показатели эффективности деятельности работников, выявлять высокопотенциальных работников, стимулировать их за положительные результаты труда и высокий профессионализм, а также определять направления как профессионального, так и личностного развития работников.

По итогам ежегодной оценки работникам предоставляется развернутая и обоснованная информация о результатах деятельности и уровне развития компетенций работника за прошлый год, формируются предложения и принимается решение о целесообразности повышения профессионального статуса, изменения грейда / перемещения по должности, перевода работника на вышестоящую должность и включения работника в состав кадрового резерва, а также определяются приоритеты в развитии ключевых компетенций и индивидуальные цели работника на следующий год.

В Компании реализуются внешние оценочные мероприятия, такие как Ассессмент-центр, оценка методом 180/360 градусов, различные виды тестирования на выявление уровня развития профессиональных знаний и навыков, деловых и личностных качеств, вербальных и числовых способностей.

В отчетном году в рамках ежегодной оценки работников дополнительно проведен оценочный опрос руководителей высшего и среднего звена методом 360 градусов с целью выявления текущей ситуации по соблюдению принципов корпоративного взаимодействия и дальнейшего формирования плана мероприятий по развитию и продвижению данных принципов.

В целях реализации единой кадровой политики в области оценки персонала оценочные мероприятия проводятся по всей Группе компаний АО «Зарубежнефть».

Компания стремится шагать в ногу со временем и применять современные автоматизированные HR-технологии. Инструменты оценки, обучения и развития автоматизированы и выстроены в одной системе и в единой логике с помощью программного продукта WebTutor. Благодаря внедрению системы WebTutor существенно сокращаются трудозатраты и время на подготовку, проведение оценочных процедур и анализ результатов, а также посредством дистанционных курсов увеличивается доля обучаемых работников в Компании. Данная система в отчетном году интегрирована практически во все дочерние

предприятия Компании и позволяет обеспечить реализацию оценочных процедур в онлайн-режиме, организовывать обучение в дистанционном формате.

Внедрение профессиональных стандартов

В 2018 году была продолжена реализация Плана мероприятий по внедрению в Компании профессиональных стандартов, утвержденного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 584 и директивами Правительства Российской Федерации от 14 июля 2016 года № 5119п-П13.

Все запланированные на 2018 год задачи были выполнены:

  • определен список профессиональных стандартов, подлежащих к применению;
  • сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, включены в планы обучения работников;
  • внесены изменения в локальные нормативные акты Компании;
  • определен перечень документов, подлежащих изменению с учетом профессиональных стандартов, подлежащих к применению.

АО «Зарубежнефть» входит в состав и участвует в работе Совета по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе (СПК НГК), который сформирован решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 27 марта 2015 года

с целью формирования и поддержки функционирования системы профессиональных квалификаций в нефтегазовом комплексе.

Корпоративным центром АО «Зарубежнефть» инициирована работа по внедрению профстандартов в дочерних обществах.

По итогам 2018 года в Группе компаний АО «Зарубежнефть» проведена работа по внедрению 99 профессиональных стандартов, в том числе таких, требования которых являются обязательными в части установления наименования должностей, профессий или требований к квалификации, а также стандартов, используемых в Группе компаний АО «Зарубежнефть» по решению работодателей. 18 из внедряемых стандартов – это стандарты в области добычи, переработки, транспортировки нефти и газа.

При приеме на работу на должности (профессии, специальности), выполнение работы по которым предполагает компенсации, льготы либо ограничения, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом, в Группе компаний АО «Зарубежнефть» применяются профессиональные стандарты.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются в Группе компаний АО «Зарубежнефть» в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Природа